«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляло благодать» (Еф. 4:29)
Слово - это инструмент созидания. Его высшая мера - способность творить, а не разрушать, доставлять благодать, а не гниль. Мат - это не просто лексический мусор. Он берёт самое сокровенное, интимное, святое - акт со-творения, тайну тела - и цинично выворачивает наизнанку, связывая источник жизни - с агрессией, унижением и грязью. Это анти-творение, попытка превратить святыню в проклятие.
Кажется, когда это просто «фон», слово без адресата - в нём нет беды. Но вот способ проверить слово: попробуй применить его к тому, кого любишь, к его лицу, его телу. Испытай и увидишь, как одно противно другому. Язык любви по своей природе трепетен и нежен - он отторгает грубость, как живое отторгает мёртвое. И если для любви мат невозможен, значит, он несёт в себе яд.
Но послушай, есть и высшая близость - и высшая чистота. «Вседержитель вездесущ» - не просто красивая метафора. Ты всегда находишься в Присутствии. Если бы ты видел Бога так же ясно, как лицо любимого человека - твоя речь изменилась бы мгновенно. В присутствии Святого ты не только удержал бы грубость - ты постыдился бы даже движения мысли, из которого она могла бы родиться. «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами» - так Исаия предстал перед Господом. Там, где чистый трепещет перед Пречистым, мертвящий яд мата перестаёт быть просто грубостью. Это - как плюнуть в храме, зная, что Отец смотрит.
А для творца, рождающего образы, вопрос даже не в букве запрета. Снова говорю: мат убивает нежность в человеческой любви; в присутствии же Святого он обнажает свою ядовитость. Мат грязнит пространство, в котором рождаются образы. Пойми: через мёртвую ткань дерево не напитает ветвь.